Переход
на заглавную страницу автора
 

Переход к разделу
контактная информация

 

      

 

 _____________________________________________________________________

  Отбор фотографий для портфолио.

_________________________________________________________

 

Наверное,в природе и существуют случаи, когда человеку действительно абсолютно наплевать, нравится его портфолио кому-то кроме него или нет... однако, если честно, я такого ещё ни разу не встречал :-) Обычно всё как раз наоборот...ОК, идём дальше. То, насколько кому-то понравится чьё-то портфолио зависит от того, что он увидит, т.е. от того, КАКИЕ ИМЕННО снимки из всего отснятого материала были выбраны для размещения в своём портфолио... и вот тут есть одна тонкость.

Как обычно делается? Прошла фотосессия... отснято 200-300 (а то и 500-600) кадров, теперь Вам необходимо отобрать из них 10-20 (а может и 40-60 ежели финансы позволяют) "... самых лучших!", чтобы они прошли стандартную ретушь и превратились в конечном счёте в те "шедевры", которые Вы будете печатать, которые Вы будете показывать друзьям (или тем же потенциальным работодателям в профессиональном случае). Вы садитесь "вечерком", отбираете снимки и отправляете их номера фотографу... Упс! А вот она и стандартная ошибка :-) Попробую объяснить... 

Вот Вы из нескольких сотен отобрали пару десятков "лучших кадров". Теперь попробуйте ради интереса позвать кого-нибудь из своих знакомых и предложите ему (ей) отобрать 10-20 "самых лучших и интересных" НА ЕГО (ЕЁ) ВЗГЛЯД из этих сотен кадров... только не в коем случае не показывайте, что Вы уже отобрали, не комментируйте и не мешайте для чистоты эксперимента... Удивлены? Совпало в лучшем случае всего 2-3 штуки из 20? Т.е. при казалось бы полном совпадении взглядов, вкусов и предпочтений, этот человек выбрал совсем другое? ОК, а теперь позовите ещё одного человека и предложите ему отобрать... Уже не очень удивлены результатом? :-) А если позвать ещё человек 10-15? :-)

К чему я это всё... Стандартнейшая ошибка - отбор снимков исключительно на основании "своего личного мнения". Ей-богу, можно быть хоть трижды гением, но поверьте (сам "тысячу раз" сталкивался, сначала даже удивляло), но то, что Вам (или, например, мне) лично кажется "очень удачным!" - у 7-8 из 10 даже Ваших (моих) знакомых вызовет реакцию в лучшем случае "ну не плохо в принципе...". А именно то, что на Ваш (или мой) взгляд будет восприниматься как "откровенный брак!", вполне возможно вызовет полный и бурный восторг минимум у 2-3 человек из 10... Понимаете в чём хитрость и сложность? :-) 

Что же делать?

Во-первых, прежде чем удалять и отбирать, покажите полную версию фотосессии хотя бы нескольким своим знакомым (а лучше 10-15) и предложите им отобрать лучшее НА ИХ ВЗГЛЯД (ещё раз, НЕ показывая что отобрали Вы, не мешая им отбирать и т.д.). Потом спросите их почему они отобрали именно это, потом покажите свой отбор, обсудите и т.п. Ей-богу, готов "спорить на сто баксов" - Вы будете сильно удивлены :-) То, что на ваш взгляд казалось "ну совершенно очевидным!", у многих вызовет недоумение :-) И наоборот... Да, кстати, если разговор идёт о профессиональной разновидности портфолио - естественно лучше проводить эту "своеобразную фокус-группу" с людьми, которые так или иначе, но "в этой теме". 

Во-вторых, при прочих равных, всегда лучше стараться показать (сделать) как можно больше РАЗНОГО. В переводе на русский - образно выражаясь, вместо того, чтобы искать и выкладывать ОДНУ "самую-самую лучшую!!!", лучше выложите ДЕСЯТЬ "просто не совсем плохих". Тогда, как показывает практика, среди этих десяти зритель почти гарантированно найдёт как минимум одну "ну очень удачную фотографию!" НА ЕГО ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД. А вот то, что выбранная Вами (пусть и с привлечением кучи друзей) ОДНА фотография понравится ПОЧТИ ЛЮБОМУ зрителю - вот за это уже сложно поручиться... :-) Чувствуете разницу? Т.е. сам принцип подхода понятен? :-) 

Напоследок... вот такой эмпирически-математический "Закон сотни":

Берём ЛЮБУЮ серьёзную фотосессию. Далее, отберите из отснятого на фотосессии СОТНЮ лучших на Ваш взгляд кадров. Теперь, удалите из этой сотни ОДИН самый не удачный, на Ваш личный взгляд, кадр. Теперь возьмите СОТНЮ человек... Так вот, как минимум ОДИН из этой СОТНИ людей будет искренне уверен, что как раз тот ОДИН кадр, который Вы удалили, и был самый лучший из всей этой отобранной Вами сотни! :-)

Дополнение от 29.08.2008

Учитывая «кровавые баталии» (развернувшиеся в комментариях сразу после выхода статьи :-) ), признаю, что возможно мне действительно следовало бы более чётко и акцентировано отметить, что:

ВО-ПЕРВЫХ,
в первую очередь статья предназначена тем, кто делает портфолио что называется «для личных нужд». Просто уж очень часто тут наблюдается ситуация, когда человек «с замиранием сердца» показывает такое своё портфолио друзьям и знакомым (ожидая как можно более восторженных откликов!), НО САМ ЖЕ на этапе отбора УБРАЛ ИЗ НЕГО ТЕ САМЫЕ КАДРЫ, которые у этих самых «знакомых и друзей» вызвали бы наибольший восторг.

ВО-ВТОРЫХ,
основной принцип (описанный в статье) можно (и ИМХО нужно!) использовать и при формировании ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО портфолио (т.е. того портфолио, которое используется как инструмент в профессиональной деятельности модели). Но именно «основной принцип», «суть статьи», а НЕ формально и «в лоб». Что имеется ввиду… Очень хорошо и давным-давно известно, что в портфолио «для профессиональных нужд» ОБЯЗАТЕЛЬНО должен присутствовать в том числе и НАБОР ОПРЕДЕЛЁННЫХ СНИМКОВ (в частности, в максимально упрощённой форме – например, портрет фас, профиль и три четверти плюс в полный рост КАК МИНИМУМ В КУПАЛЬНИКЕ фас и сзади… о чём, кстати, написано в «сто тысячах разных статей» до меня и в том числе и в моей же другой статье, находящейся тут же, на моём сайте). Поэтому естественно, при создании ТАКОГО портфолио подразумевается, что СНАЧАЛА снимки отбираются по принципу «что там быть обязательно должно!», А УЖЕ ПОТОМ, если возникае т «проблема выбора» - ВОТ ТОГДА УЖЕ и используется принцип «набора хотя бы минимальной статистики разных мнений ПЕРЕД принятием окончательного решения», который, по сути, и описан в статье выше (причём важный нюанс – при наборе этой самой «статистики мнений», следует помнить, что мнение ОДНОГО действительно грамотного в данной области человека может быть важнее ТЫСЯЧИ мнений других, ОБЫЧНЫХ людей!).

И В ТРЕТЬИХ,
…этот пункт осмыслен и сформулирован во многом благодаря КОНСТРУКТИВНОЙ критике статьи. Суть в следующем… Если рассматривать портфолио для профессиональных нужд в первую очередь КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖНИКА (пусть и ограниченный в данном случае определёнными правилами, стандартами и т.д.) – то тогда НЕ следует действовать по принципу описанному в статье! Если же рассматривать портфолио для профессиональных нужд в первую очередь КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, главная задача которого КАК МОЖНО ЭФФЕКТИВНЕЕ способствовать ПОЛУЧЕНИЮ РАБОТЫ – то тогда принцип сбора «грамотной статистики мнений» при формировании такого портфолио – штука очень полезная и нужная (оспаривать последнее утверждение, это всё равно что оспаривать тот факт, что например, при оформлении витрины магазина, хорошо бы сначала получше разобраться какой её «хотело бы и готово» видеть большинство той части покупателей, для которых она собственно и оформляется… ведь портфолио – это, по сути, та же самая «витрина»!).

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЕСТЬ ДВА РАЗНЫХ ПОДХОДА и какой из них кому ближе – личное дело каждого :-)

Первоначально эта моя статья была размещена мною тут: http://www.fashionbank.ru/articles/article433.html

 

 

Автор текста:
Синявский Максим AKA Smart Alien,
профессиональный фотограф,
от свадьбы и корпоративов до каталожной и рекламной съёмки
(плюс сложная съёмка для научно-исследовательских задач).
Умеренные цены (от 600 руб/час).

www.smart-alien.ru