Переход
на заглавную страницу автора
 

Переход к разделу
контактная информация

 

      

 

 _____________________________________________________________________

  Что такое хорошее портфолио?

_________________________________________________________

 

Начнём с того, что сама постановка вопроса «что такое хорошее портфолио» - НЕ правильна, ибо портфолио может быть хорошим (или плохим) только в привязке к решению конкретной задачи. Простой пример… смотрим некое портфолио…УЖАС!!! Со всех фотографий на нас смотрит какая-то не то «размалёванная дура», не то «дешёвая проститутка»… а ведь если одеть вот так, да вот так поставить свет, да вот этак посадить, да если ещё… короче, «…получилась бы конфетка!!!». Ну что, очень плохое портфолио мы смотрели, да? ОК… :-) А если теперь это было портфолио профессиональной актрисы, которая давно уже специализируется и вполне успешно снимается в куче разных «реалити» проектов (шоу на ТВ, иллюстрации к «типа жизненным статьям» в «жёлтой прессе» - кстати, весьма приличный кусок не плохо оплачиваемого рынка!) как раз в роли тех самых «размалёванных дур» и «дешёвых проституток»? А? Что же теперь тогда получается? Получается, что это сразу очень хорошее портфолио было? Ведь именно оно, в том числе, и позволяет этому человеку получать работу раз за разом в новых соответствующих проектах, так? Ещё пример… только теперь чуть более сложный. На всех кадрах в портфолио – один и тот же наряд! Одна и та же норковая шуба! Одно и то же выражение лица… плохо, да? Отлично, а если теперь узнать, что модель платила деньги фотографу для того, чтобы подготовить набор «интригующих» снимков как раз для того человека, который подарил ей эту шубу? И если это самое «одно и то же выражение её лица» и есть как раз то самое, которое так нравится тому, кто подарил эту шубу? А? Получается, что абсолютно то же самое портфолио сразу из «плохого» стало «хорошим», так? :-) Таким образом, ещё раз! НЕ БЫВАЕТ ПРОСТО «хороших» (или «плохих») портфолио, а бывают лишь портфолио, которые с той, или иной эффективностью РЕШАЮТ ТУ ИЛИ ИНУЮ ЗАДАЧУ.

Идём дальше… итак, мы выяснили, что портфолио должно решать определённые задачи. ОК, теперь отбросим разные узкоспециализированные случаи вроде описанных выше в примерах (которые встречаются не так уж часто в реальности). Так какие же задачи должно решать некое «стандартное портфолио»? Согласен, согласен, грамотный человек может при желании «капитальнейше прицепиться» к этому не слишком удачному термину «стандартное», но разговор сейчас не совсем об этом… И всё-таки? Так какие же задачи оно должно решать (естественно, имеется в виду портфолио с профессиональным уклоном)?

Во-первых, «хорошее портфолио» должно давать возможность потенциальному работодателю получить хотя бы «определённый минимум» информации о внешних данных соискателя вакансии. Это значит, что в портфолио ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть хотя бы следующие фотографии:

А) стоя в полный рост фас и сзади
(из одежды – только купальник или вообще ничего! никаких юбок или маек!!!)
В) плюс портрет фас, профиль и «три четверти» (между тем, обратите внимание - чуть ли не половина вывешенных в том же интернете портфолио И БЛИЗКО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ этому очень простому и очень хорошо известному правилу!).

Во-вторых, «хорошее портфолио» должно показывать человека даже в не совсем лично для него выигрышных позах и ракурсах (см. пункт «во-первых»!) «максимально красиво». Простой пример… пускай чуть-чуть висит попка (кстати, ОЧЕНЬ часто встречающееся явление) и соответственно, на обязательном кадре «в купальнике, стоя в полный рост и вид сзади» это будет отлично видно… Так вот, в «хорошем портфолио» ничего висеть не будет. Причём без всяких фотошопов… как это? Да элементарно – в данном случае делаем так: встаём на носки, чуть выгибаемся вперёд… в результате, мышцы на попе напрягаются и всё – ничего уже не висит :-) Аналогично, пользуясь разными хитростями, необходимо делать и во всех остальных похожих случаях…

В третьих, после просмотра «хорошего портфолио» у работодателя должно сложиться впечатление, что человек обладает как минимум «некоторыми артистическими навыками и талантами», что он умеет «работать на камеру», обладает «живой мимикой» и т.д. (причём, это важно НЕ только для актёрской карьеры!). Как этого добиться? Для этого в портфолио должно быть как можно больше кадров с РАЗНЫМИ (!!!) и при этом «очень пронзительными взглядами». Т.е. то, например, «надменный, прожигающе-ледяной», то «строгий и очень внимательный», то «задумчивый и очень наивный» и т.п. Важный нюанс: «пронзительность» во многом заключается в том, чтобы с одной стороны, «настроение» и эмоции были чётко и легко фиксируемы, чтобы они явно бросались в глаза при просмотре, а с другой стороны – они не должны выглядеть наигранно. Короче, в «хорошем портфолио» эмоции «бурлят и кипят», иногда даже не верится, что вот эта «заблудившаяся и растерянная девочка» и вот эта «гламурная светская львица на охоте в посольстве» - это один и тот же человек… Кстати, между прочим, это вторая наиболее распространённая ошибка – опять же, посмотрите на большинство вывешенных портфолио – почти везде ОДНО И ТО ЖЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА (обычно, небольшие вариации на тему «мило улыбаемся»…).

В четвёртых, в «хорошем портфолио» должно быть как можно больше РАЗНЫХ И СИЛЬНО ОТЛИЧАЮЩИХСЯ образов в смысле одежды, макияжа и т.д. (минимум хотя бы три-четыре). Но тут очень важный нюанс: одежда, макияж, антураж, свет и всё остальное должны ЛИШЬ ПОДЧЁРКИВАТЬ образ, который создаётся В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИГРОЙ модели на камеру (см. пункт «в третьих»)! Т.е. просто поменять наряд и макияж ЕЩЁ НЕДОСТАТОЧНО для того, чтобы создать новый образ… (и наоборот, за счёт владения своей мимикой и телом часто можно создать новый образ просто, например, распустив волосы и поменяв позу).

В пятых, в «хорошем портфолио» каждая фотография интересна сама по себе, т.е. интересна не только в смысле рассказа о «соискателе вакансии», но ещё и в смысле «фотография как творческая работа создателя». Да, да, согласен, нанимать планируют модель, а не фотографа или визажиста, которые это портфолио делали, но… но всё-таки, все мы люди и «потенциальные работодатели» тоже. Поэтому, если фотографии из портфолио «завораживают», «вызывают много эмоций», «притягивают взгляд», «интересны и оригинальны», «чем-то неуловимо цепляют» (и так далее, и тому подобное), то при прочих равных (!!!) это есть «дополнительный бонус» при прохождении первого этапа очередного кастинга. Как этого добиться… Вот тут уже нет и не может быть каких-то чётких «рецептов». Единственное, чтобы я тут выделил… очень желательно, чтобы съёмка была в движении (причём, даже для казалось бы статических положений и поз!). Т.е. например, когда нужно сделать тот же обязательный кадр «стоя в полный рост и сзади», то снимать лучше НЕ в тот момент, когда человек поднялся на носки и замер, а «за мгновение до того», как он замер, т.е. тогда, когда он ещё двигался. Однако, следует помнить, что съёмка в движении (в отличии от обычно используемой на практике статики) приводит к резкому увеличению как технического, так и композиционного брака (т.е. «в переводе на русский» - снимать придётся намного больше)…

В шестых, в «хорошем портфолио» присутствует хотя бы одна фотография, которая РЕЗКО чем-то отличается и выделяется среди тысяч и тысяч фотографий из других портфолио. Самый простой способ для осуществления этого – отступить при создании этой одной фотографии от стандартных правил и принципов, по которым делается на практике большинство портфолио. В результате… вот представьте, сидит человек и листает портфолио за портфолио… перед его уже слегка утомлёнными глазами калейдоскопом проносятся сотни и тысячи очень похожих друг на друга «пластмассовых» фотографий… и тут оп! «ОЙ, А ЭТО ЧТО ТАКОЕ?» - сами понимаете, вероятность того, что после этого человек зайдёт в это портфолио (где внутри, кстати, есть в том числе и образ «красивой куклы», и много чего ещё!) или хотя бы запомнит это портфолио – намного больше. Вообще, одна девушка как-то поступила совсем просто – взяла одну из своих фотографий (которая была «заглавной») и перевернула её верх тормашками. Так вот, по её словам, посещаемость её анкеты выросла после этого В ТРИ РАЗА. Правда, вскоре модератор потребовал прекратить «это безобразие»… :-)

Ну и наконец, в седьмых, в «хорошем портфолио» очень желательно наличие примеров непосредственно своей работы как модели в реальных (и желательно известных!) проектах, т.е. отсканированные обложки журналов, фото с выставок с Вашим участием и т.д. Но важный нюанс – это должны быть УДАЧНЫЕ и качественные фотографии, т.е. если, например, на фотографии с какой-то громкой BTL акции, что-то у Вас там «висит» или «неудачно выступает» – то либо «шопить» этот кадр до удобоваримого состояния, либо ИМХО «убирать в далёкий шкафчик». 

Вот, собственно, и всё (точнее, конечно не всё, есть ещё «штук сто разных нюансов и тонкостей», но не в этом суть в данном случае). И вот эти все семь пунктов и необходимо реализовать в тех 10-20 фотографиях, из которых состоит обычно стандартное портфолио… и в том, насколько это удаётся или нет и заключается разница между «нормальным портфолио» и «хорошим портфолио». 

Напоследок, ответ на один очень часто задаваемый мне в похожих ситуациях приблизительно вот такой вопрос:

«… если судить по Вашим замечаниям, у меня портфолио, мягко говоря, довольно слабое… между тем, я уже давно и очень успешно работаю как модель, прошла множество сложных кастингов, участвовала в десятке очень серьёзных проектов... что-то как-то нестыковка получается, а?».

Ответ очень простой: ничего удивительного, ведь наличие в своём арсенале «хорошего портфолио» вместо просто «нормального» - по важности и значимости где-то на третьем или четвёртом месте (а по некоторым версиям и вовсе на пятом-шестом). Т.е. «успешность», «востребованность» определяется в первую очередь совсем другими вещами… Но тем не менее, согласитесь, третье или четвёртое место по важности (или даже пускай пятое или шестое!) это всё-таки не десятое, и не двадцатое… Т.е. как минимум, уделять некоторое внимание этому вопросу стоит.

Первоначально эта моя статья была размещена мною тут: http://www.fashionbank.ru/articles/article434.html

 

 

Автор текста:
Синявский Максим AKA Smart Alien,
профессиональный фотограф,
от свадьбы и корпоративов до каталожной и рекламной съёмки
(плюс сложная съёмка для научно-исследовательских задач).
Умеренные цены (от 600 руб/час).

www.smart-alien.ru