Переход
на заглавную страницу автора
 

Переход к разделу
контактная информация

 

      

 _____________________________________________________________________

  Профессиональный фотограф
всегда лучше любителя?

_________________________________________________________

 

Сразу заранее, прошу прощения за возможные неточности ниже в статье - мой стаж в качестве профессионала очень мал – меньше одного года. Тем не менее, и этого одного года оказалось более чем достаточно, чтобы "прочувствовать разницу" (ведь не так давно я был тем самым "простым любителем", т.е. в памяти ещё свежи воспоминания и соответственно, потому и проще сравнивать ощущения).

 Теперь второе, тоже лирическое, но всё равно очень важное отступление… Братья и сёстры профессиональные фотографы – не бейте меня, пожалуйста, очень сильно тяжёлыми светосильными телевиками по почкам за эту статью :-) Даже если её прочитают сто тысяч человек (хммм… мечты, мечты… :-) ), всё равно среднестатистический заказчик как "делал стойку" на различные вариации слова "профессионал" и "профессиональный" - так и будет это делать впредь :-) Т.е. делу это не помешает… 

Ладно, теперь, поехали – собственно сама статья... 

Профессионал - это от слова профессия. А профессия подразумевает, что человек получает ДЕНЬГИ за свою работу. А для того, чтобы получать ДЕНЬГИ необходимо играть ПО ПРАВИЛАМ ТОГО РЫНКА, на котором работаешь… Что это за правила? А они, по сути, очень просты: результат должен быть не хуже, чем "средняя планка качества" в заданной ценовой нише. В художественной фотографии всё ещё больше осложняется тем фактом, что чётких и объективных критериев "качества" тут нет и не может быть – например, ОДИН И ТОТ ЖЕ "технически грамотный" снимок может быть причислен как "к величайшим шедеврам искусства", так и быть назван "серой посредственностью жалкого ремесленника".

 К чему я это всё? А к тому, что если разговор заходит О ДЕНЬГАХ – о, тут сразу начинается "отдельный разговор"… Тут всё резко по-другому :-) Все в один голос кричат – только профессиональный фотограф сделает супер! Бред :-) Главная задача грамотного профессионала – сделать НЕ "супер", а сделать так, КАК ХОЧЕТСЯ И НРАВИТСЯ ЗАКАЗЧИКУ (т.е. тому, кто платит те самые деньги). Всё остальное – вторично по значимости… Т.е. насколько ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хороши (хммм… ещё раз - а где критерий?) получились фотографии – дело десятое. Важно, чтобы они понравились ЗАКАЗЧИКУ – тогда, при случае, он обязательно порекомендует Вас своим знакомым и… далее всё понятно. 

 Нет, немного в сторону ушёл… ОК, попробую по-другому. Например… мне часто (причём действительно очень уважаемые мною лично люди) говорят что-то вроде: "…представленные в Вашем портфолио работы – очень слабые…". Так вот – я абсолютно и всецело СОГЛАСЕН :-) Будь МОЯ ВОЛЯ – выложил бы СОВСЕМ ДРУГОЕ. Но ещё раз – КАКАЯ РАЗНИЦА, ЧТО НРАВИТСЯ МНЕ ЛИЧНО? Моя задача какая? Правильно – ДЕНЬГИ! А следовательно, я должен выкладывать везде не то, что нравится мне лично, а то, что понравится среднестатистическому человеку из моей ЦА… т.е. тому, кто эти самые такие-то деньги готов платить за то-то… чувствуете, в чём разница? 

Нет, всё равно непонятно как-то получается… Так чем же профи отличается от любителя? Да тем же, чем профессиональная фототехника отличается от любительской. Чем она отличается, а? Далёкий от этой области человек скажет: "Ну как же! Профессиональная техника – это да! Это супер! Это круто! Она такая…" и т.д. А на самом деле – с технической точки зрения она может давать результат ДАЖЕ ХУЖЕ, чем любительская (например, была тут возможность недавно устроить прямое сравнение Canon-овской "старой доброй 20-ки" с новеньким 450-ым – кто понял о чём речь, то понял :-) ). Профессиональная техника это… крепкий металлический корпус (если Вас уронили на асфальт и потом по Вам прошлась сверху колонна разъярённых демонстрантов – больше вероятность того, что камера после этого выживет) и часто хотя бы минимальная пылевлагозащита. Ресурс затвора почти на порядок выше и пробег за 100 тысяч – не редкость… Зачем так много? А Вы представьте, та же одна свадьба, репортаж или корпоратив – это порядка тысячи кадров. Пусть в месяц 7-10 таких заказов будет… Это что же получается в результате? Каждые 2-3 месяца затвор менять у камеры?! Далее, скорострельность у профессиональной фототехники обычно немного выше (полезно для той самой репортажной, свадебной и других подобных съёмок). Вам нужно снять купание моржей в 30-ти градусный мороз? Профессиональная техника, скорее всего, будет работать, тогда как у любительской могут начаться "разные глюки" (а могут и не начаться). И напоследок – при прочих равных профессиональная техника стоит заметно дороже :-) Т.е. профессиональная техника НЕ "лучше", "круче" и т.д., она просто НАДЁЖНЕЕ И ДОРОЖЕ. Она изначально проектировалась и создавалась так, чтобы с помощью неё было УДОБНЕЕ делать такую-то РАБОТУ. При этом, с точки зрения технического качества снимков - она вполне может даже ощутимо проигрывать некоторым топовым, но всё равно более дешёвым по сравнению с ней, любительским камерам. Вот точно тем же, чем по сути профессиональная техника, отличается от любительской, отличается и профессиональный фотограф от любителя…

 Всё равно как-то запутано выходит объяснение, да? ОК, опять же, попробую ещё по-другому… 

"Жизненные наблюдения" 

1). Любитель едет на съёмку С ХОРОШЕЙ (возможно даже с "крутой") камерой. Профессионал – едет С ДВУМЯ КАМЕРАМИ (причём, возможно обе будут "любительские" - всё зависит от поставленной задачи). Зачем с двумя? А затем, что мало ли – с техникой всякое иногда случается. Представьте, долгое "многомесячное" согласование, вырвали на съёмку (естественно, в первую очередь для "прикрытия своей пятой точки") представителя заказчика, аренда студии на определённое время, три разных менеджера договорились и, наконец, впервые в живую встретились на столь ответственном для них мероприятии, тут же восемь моделей в готовности со всех концов города примчались (девятая только что отзвонилась из пробки), визажист и стилист приехали, сроки по договору как обычно горят и… и тут выходит фотограф и говорит, мол, сорри, у меня камера чего-то барахлит и всё отменяется? :-) 

2). Любитель едет на съёмку в волнении – чтобы ТАКОГО-ЭТАКОГО в этот раз сделать?! Такого этакого, чтобы цепануло, чтобы проняло, чтобы получилось здорово… Профессионал ТОЖЕ может ехать на съёмку волнуясь – но, волнуясь совсем по-другому поводу :-) А именно – А ЧЕГО ТАКОГО-ЭТАКОГО ХОЧЕТ ЭТОТ СТРАННЫЙ ЗАКАЗЧИК?! Ведь брифа толком от него так и не было блин… А как, если что, это реализовать в условиях концепции такой-то, этого малюсенького по размерам помещения такого-то и уложиться при этом в 2-3 часа съёмки (а кто оплатит больше?!), к тому же, ведь потом надо успеть туда-то к стольки-то? Да, надо обязательно где-то пообедать в этот раз – а то опять, потом живот болеть будет… Кстати, не забыть! Сегодня вечером "Зенит" играет – надо вернуться домой к восьми!.. Чувствуете разницу в подходе?

3). Любитель часто говорит "Ну это потом можно всё сделать в фотошопе…". Профи же сразу уточняет, кто и по какому тарифу будет эту работу в фотошопе оплачивать, в какие сроки, в каком объёме, какой выходной формат и т.д. Т.е. профи сразу, насколько это возможно, старается всё сделать и снять так, чтобы на постпродакшн осталось только то, что от него лично уже не зависит. 

4). Любитель готов ОТ ДУШИ И ДЛЯ СЕБЯ посидеть несколько дней в фотошопе над обработкой ОДНОЙ Вашей фотографии, профи же может выдать диск СО ВСЕМИ фотографиями (100-1000 штук!) максимум через пару дней (правда, придётся, скорее всего, подъехать туда, где ЕМУ удобнее его забрать и особо "колдовать" он ни над чем не будет естественно – Вы разве это оплачиваете?!). 

5). Любитель больше говорит сам, а профи – больше слушает заказчика (или его представителя).

6). И любитель, и профи, не расстаются с камерой в выходные дни. Только любитель - "…а вдруг упущу фантастический кадр?", профи – "а вдруг позвонят и подвернётся хорошая работёнка?". 

7). У любителя некоторый бардак на винте и дисках с отснятым материалом, у профи – жёсткая отработанная система обозначений файлов по разным камерам, архивам, директориям и пр. 

8). Любитель свободен в своём творчестве… Профи же, даже если имеет возможность творить "для души", то часто на автомате, даже не осознавая этого, действует "с внимательной оглядкой на заказчика" или же исходя из "экономической целесообразности реализуемого проекта" (ведь жить на что-то надо – это "намертво въедается в кровь").

9). Работы грамотного и талантливого любителя имеют не плохие шансы попасть на не проплаченную художественную выставку. Работы профи – на обложку известного глянцевого журнала. 

10). Любитель часто помнит имена всех ЛЮДЕЙ, которых он снимал. Профессионал же уже через год не факт, что сможет сходу вспомнить имя КЛИЕНТА (чувствуете разницу в этих двух словах?). Зато, порывшись в записях, он, скорее всего, при необходимости найдёт не только имя, но и все телефоны, электронные адреса, диск с нужным архивом и т.д.

11). При вынужденной не запланированной задержке, профессиональный фотограф "спокойно откроет заранее припасённую газетку", любитель – скорее всего, будет "нервно вышагивать из угла в угол".

12). Любитель скажет "…смотри, какая красивая девушка!!!", профи – "…это та, у которой стрелка на правой ноге на колготках побежала у голени и корни волос пора уже подкрасить?".

13). Что-то ещё забыл? :-) 

 И теперь, напоследок, максимально упрощённо суть…

Как правило, все вариации со словом "профессионал" и т.д. – вынужденное рыночное рекламное клише. На самом деле, фотографы делятся НЕ на "профи" или "любитель", а фотографы бывают ХУЖЕ ИЛИ ЛУЧШЕ (для решения такой-то конкретной задачи!). В чём же разница тогда между профи и любителем? Разница в том, что настоящий профи выдаст результат, который будет как минимум не хуже, чем та средняя планка качества, соответствующая тем ДЕНЬГАМ, которые он запрашивает за свою работу. Причём он это сделает даже в том случае, если "…у него сильно болит колено, вчера угнали машину и вообще, его только что бросила любимая девушка"… Что же касается "любителя" - если этот человек знает хотя бы азы теории, если он хоть немного талантлив, если он имеет некоторый опыт – не исключено (а может и более вероятно?), что его работы могут получиться НА ГОЛОВУ ВЫШЕ работ среднестатистического профессионала (правда, и обратное не исключено). Причём, вполне возможно, что сделает это всё любитель даже БЕСПЛАТНО. 

Итак, подводя итог… если с профи – всё более-менее гарантировано (пусть и на среднем, в его ценовом сегменте рынка, уровне), то с любителем – может выйти как "полный шедевр", так и полная ерунда с явными техническими или психологическими ошибками. С "любителем" получается тот самый "обоюдоострый нюанс" - с одной стороны, у него "развязаны руки" и больше "желания творить", а с другой стороны – профи обычно (но далеко не всегда) опытнее, лучше оснащён технически, с ним гарантирован определённый (см. выше какой) минимум… Но ещё раз – говорить не задумываясь и на автомате о том, что любой профессиональный фотограф априори лучше любителя – глупость и безграмотность в данном вопросе. Любитель может легко сделать НАМНОГО лучше… но может и намного хуже :-)

Первоначально эта моя статья была размещена мною тут: http://www.fashionbank.ru/articles/article619.html

 

 

Автор текста:
Синявский Максим AKA Smart Alien,
профессиональный фотограф,
от свадьбы и корпоративов до каталожной и рекламной съёмки
(плюс сложная съёмка для научно-исследовательских задач).
Умеренные цены (от 600 руб/час).

www.smart-alien.ru