Переход
на заглавную страницу автора 

Переход к разделу
контактной информации

 
Переход к оглавлению всех статей 

 

 

      

А зачем вообще платить фотографу?!

Ведь есть «его величество» TFP!!!

 

Не так уж редко (особенно от начинающих моделей) приходится слышать что-то вроде следующего: «Вот дуры, такие деньги платят!.. А, ведь можно всё тоже самое, но БЕСПЛАТНО! Ведь есть такая штука, как TFP!». Более того, пусть не в столь категоричной форме, но похожие мысли рано или поздно, но возникают у очень многих. Действительно – а зачем платить-то фотографу? Да ещё и визажисту?! Ведь вот она – ХАЛЯВА! TFP!!! Короче, собственно, этому вопросу и посвящена данная статья.

Но для начала (совсем кратко, для тех, кто не в курсе вдруг) что это такой за зверь такой – «TFP»? Суть предельно ясна. Чтобы фотографу нанять модель для съёмки, ей нужно заплатить деньги за её работу моделью. С другой стороны, чтобы модели нанять фотографа, ему (фотографу) нужно заплатить деньги за его работу фотографа. Так вот, TFP (откуда взялась аббревиатура и прочую историю – не будем углубляться) это что-то вроде «взаимовыгодного бартера», т.е. - фотограф не платит модели за работу её как модели, а модель не платит фотографу за его работу как фотографа. Все довольны и всё понятно, вроде полный «паритет», но как это обычно и бывает, НА ПРАКТИКЕ, т.е. в реальной жизни - всё оказывается «много сложнее». Опять же, не углубляясь в детали (всё, как обычно, в конечном счёте упирается «в презренный металл»), в нашей стране «паритета» чаще всего нет, точнее – он сильно смещён в сторону фотографа. Особенно для студийной съёмки. Конечно, очень многое зависит от степени «крутизны», «брендовости» фотографа или модели. Известная, «брендатая» модель может СНИЗОЙТИ до такого-то «мелкого фотографа», но чаще бывает наоборот (а Вы знаете, например, сколько стоит оборудовать и содержать студию? А 3-4 «персональных выставки» плюс статья-упоминание в «глянцевом фотожурнале»?!). Короче, тут можно долго спорить и говорить на общие темы, но - как уже говорил, в нашей стране, обычно «паритет смещён в сторону фотографа». Плохо это или хорошо – не мне судить. Т.е. это не я такой плохой, это не я это придумал, я просто описал для ориентира «среднюю раскладку» в такой-то период времени в такой-то географической области и не более того. Теперь закончим «короткое лирическое отступление» и идём далее.

Так, собственно, за чем же платить деньги, когда есть TFP, т.е. вроде как «совсем бесплатно»? Разгадка в том, что за это бесплатно всё равно придётся платить рано или поздно так или иначе, но только «в другой форме». Итак, поехали…

Во-первых, при стандартном TFP, нужно будет, скорее всего, подписать «релиз модели» (вот такой например: ….). А после этого, фотограф имеет полное как моральное, так и юридическое право делать с Вашими фотографиями что угодно и продавать их кому угодно и сколько угодно раз. Т.е. не исключено, что через пару лет Вы вдруг увидите на улице на большом плакате своё лицо (только синяки под глазами пририсовали гады) в какой-нибудь социальной рекламе а-ля «СПИД это не приговор!» :-) Или кто-то из знакомых пришлёт ссылку на очень популярный урок работы в фотошопе, где в качестве «жертвы»… да, да, правильно, опять же Ваша фотография с той самой «совсем бесплатной фотосессии». И т.д., и т.п. Вы ко всему этому готовы?

Далее, теперь, во-вторых. Как правило, при TFP фотограф делает в первую очередь ЧТО ЕМУ (а не Вам) интересно и нужно, а всё остальное – «факультативом» уже. Он делает большую часть КАК ЕМУ (а не Вам) кажется красиво и как ЕМУ КАЖЕТСЯ надо делать. На первый взгляд – какая разница, на то он и мега фотограф, что лучше знает как красиво и правильно, так? А вот и не так :-) Любой опытный в данной области человек расскажет, что 8-9 из 10 девушек хотят получить (иногда не осознавая этого) что-то похожее на обложки глянцевых журналов, каталогов и прочих подобны вещей. Для опытного фотографа же – подобные фотографии это стандартная рутина, способ зарабатывания денег и соответственно, забесплатно делать эту привычную и отработанную штуку ему не то чтобы очень интересно. Ему бы «потворить», дать наконец полную свободу фантазии (которую в коммерческих проектах приходится обычно «мёртвой хваткой держать за горло»)… например, о! А что если попробовать как-то сочетать противогаз и обнажённое тело?! Давно была такая задумка… Или вот сделать серию, где вроде живая девушка почти неотличима от пластмассового манекена рядом с ней?! А что? И смысл глубокий, и «острота проблемы», и много чего ещё сразу в комплекте… А ещё можно… Много чего можно, вот только, как уже говорил, 8-9 из 10 девушек хотели бы получить после фотосессии «немного другое» и будут совсем не в восторге от таких «творческих исканий». ОК, ОК, я немного передёргиваю тут – в реальности, подобные «экстремальные вещи» встречаются не часто, но! Но даже если и фотограф, и модель, хотят получить на выходе вроде бы одно и то же, на самом деле – там может быть целая пропасть. Например, тот же пресловутый «глянец» может быть как в светлой тональности и слабой насыщенности цветов плюс почти без теней (см. туже рекламу кремов разных для лица), так и в тёмной тональности, с яркими сочными цветами плюс «смачные глубокие» тени. И то, и другое – «хорошо» и имеет право на жизнь, тут просто вопрос «вкусов», т.е. говорить, что «фотограф знает лучше» - просто некорректно, ведь «о вкусах не спорят». А ведь это ещё самый простейший пример был, в реальности ещё «полмиллиона тонкостей и вкусов» есть… Так вот, заканчивая мысль – максимально кратко. При коммерческой съёмке (когда фотографу платят деньги) он всегда всеми правдами и неправдами пытается выяснить, ЧТО ИМЕННО И КАК хочет получить заказчик (а потом это пытается воплотить). При TFP же – фотографу по большому счёту «наплевать», что там хочет себе модель (ну разве что если время в конце съёмки останется), а главное – что и как именно ОН хочет (или ему нужно – актуально при съёмке для тех же фотостоков). Да, опять немного утрирую, но суть именно такая… Чувствуете разницу?

Теперь, в третьих. За редким исключением, обычно студийное TFP подразумевает в той или иной степени, но НЮ съёмку (причём, помним о релизе – т.е. потом эти Ваши фотографии могут проявиться где угодно и как угодно). Причина этого довольно простая. Своя личная студия есть у очень не многих фотографов и, как правило, это уже люди с приличным опытом, серьёзной клиентской базой и т.д. Соответственно, какой им смысл «просто пофотографировать»? Для них, грубого говоря, да из желающих «просто» - вон «очередь три раза за угол». Для того же большинства, у которого нет своей личной студии, необходимо её арендовать, т.е. платить деньги ИЗ СВОЕГО ЛИЧНОГО КАРМАНА. Но тут опять же возникает вопрос – раз уж я плачу деньги, то хотелось бы получить из этого максимум, правильно? Желающих «просто посниматься нахаляву» - пруд пруди (ну пусть не «три раза за угол», но уж «полтора-два раза» точно есть :-) ). Так если есть возможность выбрать – почему бы не выбрать тех, кто готов на НЮ плюс релиз? Тем более, что потом при случае и продать это будет проще и вообще – маленькое наблюдение: среднестатистический обычный человек во многом оценивает «крутизну» фотографа по наличию и количеству «голых девушек» в его портфолио :-) Ну в смысле – если есть на том же сайте у фотографа НЮ – о, в глазах среднестатистического заказчика это сразу «крутой фотограф». А если ко всему прочему НЮ много и оно «красивое» (и не важно, что свет по стандартнейшим схемам, позы – из гуляющей по интернету брошюрки и т.д. – ну кто это видит и знает?) – так это вообще уже имеем «крутого», не иначе как самого настоящего ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (!!!) фотографа!!!» и, соответственно, понятно, почему он за свои услуги берёт СТОЛЬКО-ТО денег :-) Вот такой анекдот… Ладно, мы отвлеклись, идём далее :-)

В четвёртых. Есть целый набор всяких мелочей и нюансов, которые не бросаются в глаза, но слегка «осложняют жизнь» при TFP. Например, скорее всего по дате и времени съёмки придётся подстраиваться под фотографа, причём, скорее всего, они будут не самыми удобными (в выходные, да ещё и во второй половине дня – это все хотят, да и аренда обычно дороже). А вот при коммерческой съёмке скорее наоборот – фотограф попытается «вывернуться», но как-то подстроиться уже под Вас. Далее, обычно нет никаких жёстких гарантий по количеству и качеству отретушированных фото, по срокам их сдачи (а за деньги – это всё чётко оговаривается). Ехать за диском скорее всего придётся туда и тогда, когда удобно фотографу (и хорошо, если не через весь город и к восьми утра :-) ). Ну и ещё ряд подобных пусть мелочей, но всё-таки – без них было бы лучше.

И, наконец, «в пятых» - вопрос «безопасности». Не секрет, что пусть и редко такое бывает, но всё-таки… Я имею ввиду, что фотограф (как правило, мужчина) проявляет к модели (как правило, молодой и симпатичной) так скажем «не только фотографический» интерес. И если на коммерческой съёмке – такие вещи «нонсенс» (в противном случае профессиональный фотограф быстро потеряет источник дохода), то на TFP всё несколько «по-другому» уже. Ещё раз, конечно, такие вещи встречаются не то чтобы часто, а уж до «эксцессов» и насилия вообще почти никогда не доходит – но всё-таки риск нарваться на как минимум «неприятный осадок» есть и он не так уж пренебрежимо мал. По моим наблюдениям, почти каждая модель, которая активно участвует в TFP съёмках (особенно студийных), хотя бы один-два раза, но обязательно сталкивалась с тем, что фотограф пробовал в лучшем случае «прозондировать почву». Помню, как одна натурщица в сердцах выдала: «…да ладно бы симпатичный ещё, так ведь старый, страшный, изо рта воняет – а всё туда же лапами своими потными лезет, блин!..» :-) Кстати, этот риск как раз выше именно в тех случаях TFP, которые наиболее интересны для обычной девушки. Ну т.е. вроде и фотограф опытный, и своя студия хорошо оборудованная есть, и сделать обещает «как в глянцевом журнале» (причём с учётом того как ЕЙ это хочется и нравится), и НЮ не нужно, и никакой «творческой экстремальщины», и никаких релизов подписывать не требует, и время удобное, и куча гарантий, и вообще всё это забесплатно и исключительно «за красивые глаза»… Неужели не возникает вопрос – а чего это он такой добрый вдруг? :-) Ладно бы ещё начинающий фотограф – тот таким образом может в портфолио «стандартных красивостей» (любимых потенциальными заказчиками) набирать плюс сам понемногу учится. А тут-то чего? Нет, нет, ещё раз – очень даже возможно, что никаких подвохов нет, но просто следует помнить – что «чем вкуснее выглядит бесплатный сыр, тем больше вероятность того, что он в мышеловке» :-)

 

 

ВЫВОДЫ…

 

Да, всё правильно, с одной стороны - TFP даёт возможность сэкономить деньги. Более того, при подходящих внешних данных и навыках работы перед камерой (плюс настойчивость, плюс немного везения), можно «нахаляву» сняться у тех фотографов, которые при коммерческой съёмке выставили бы Вам счёт с 5-тью (а то и 6-тью) нулями. Но с другой стороны – см. выше, там с TFP всё не так однозначно и просто – есть ряд «антибонусов» (старую жизненную истину – «за всё приходится платить так или иначе чем-то и когда-нибудь» – пока никто не отменял). Что делать? А это уже Вам решать самостоятельно. В принципе, в TFP совсем нет ничего страшного. Более того, для начинающих это очень хороший способ набраться опыта и связей (плюс обычно здорово провести время), для опытных же – разнообразить портфолио чем-нибудь новеньким, интересным, оригинальным и т.д. Но ещё раз, думать что «…ой, они глупые, вот платят такие деньги, а я такая умная и уникальная – мне всё это бесплатно!» - это НЕ правильно. Это просто разные вещи, у каждой есть как свои плюсы, так и минусы (точнее - для коммерческой съёмки минус всего один – это не бесплатно :-) ). Ну а далее – выбор за Вами.

 

Автор текста:
Синявский Максим AKA Smart Alien,
профессиональная фото и видео съёмка, постпродакшен.
От свадьбы и корпоративов до каталожной и рекламной съёмки
(плюс сложная съёмка для научно-исследовательских задач).
Умеренные цены (от 700 руб/час).
http://www.smart-alien.ru/